Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которые отражаются в государственной статистике, отчетах финансовых учреждений и социальных внебюджетных фондах. Остаток представляет собой долю валового национального дохода, которая предоставляется населению в виде денежных доходов.
Сальдо денежных доходов, расходов и сбережений населения отражает ту часть валового внутреннего продукта, которая предоставляется населению в виде денежных доходов. Он позволяет рассчитывать и прогнозировать реальные и номинальные доходы и покупательную способность населения, рассчитать распределение населения по уровню доходов и долю населения, живущего за чертой бедности, а также социальные стандарты уровня жизни, доходов и заработной платы на федеральном и региональном уровнях.
Баланс позволяет анализировать основные показатели доходов, расходов и сбережений населения, в том числе источники финансирования и направления их расходования.
Прогнозные и бухгалтерские балансы денежных доходов, расходов и сбережений населения составляются экономико-статистическими органами соответственно для всего населения и для социальных групп населения на федеральном и региональном уровнях.
Тенденции социально-экономического развития свидетельствуют об изменении структуры доходов и расходов, возрастании роли сбережений как источника инвестиций в реальный сектор экономики. Цель этого резюме - сбалансировать денежные доходы и расходы.
Объект исследования - бюджет экономики
Предмет исследования – баланс доходов и расходов экономики
Цель исследования - раскрыть основы обеспечения баланса доходов и расходов экономики.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность бюджета
- изучить функции бюджета
- изучить сущность, структуру доходов населения в условиях рыночной экономики;
-изучить сущность, структуру расходов населения в условиях рыночной экономики;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1.Социально-экономическая сущность бюджета государства
Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы и основной финансовой категорией. Финансовые отношения, складывающиеся в государстве с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Специфика этих отношений как финансовой стороны заключается в том, что они, во-первых, возникают в процессе распределения, неотъемлемой стороной которого является государство (через компетентные органы), а во-вторых, связаны с формированием и использованием Центрального фонда фондов, предназначенного для удовлетворения потребностей от государства.
Бюджетные отношения характеризуются большим разнообразием, поскольку они вмешиваются в различные направления процесса распределения (между отраслями экономики, сферами социальной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни экономики (государственный, республиканский, местный).[3]
Бюджетные отношения по своей сути объективны. Это связано с тем, что ежегодно в руках государства должна концентрироваться определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения проблем обороны и покрытия общих расходов на государственное управление.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее материальное и материальное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, который имеет сложную организационную структуру. Конкретный размер бюджетного фонда, отражающий степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от нескольких факторов: уровня развития экономики; методов управления на предприятиях, в организациях, учреждениях; экономических и социальных проблем, решаемых обществом и др.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. В экономическом плане государственный бюджет - это денежные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, касающиеся перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в рамках образования и использования бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, потребностей обороны и за счет бюджетных средств; государство в состоянии сосредоточить финансовые ресурсы на важнейших секторах экономического и социального развития.
Как экономическая форма существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, служащая определенной социальной цели - удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория.
Эта категория, являющаяся частью финансов, характеризуется теми же характеристиками, которые присущи финансам в целом; но в то же время имеет характеристики, которые отличают его от других областей и звеньев финансовых отношений. Характеристики следующие:
государственный бюджет - это особая экономическая форма перераспределительных отношений, связанных с выделением части ВВП в руки государства и ее использованием для удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственных и территориальных образований;
с помощью бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами социальной деятельности;
пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей степени, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
распределение бюджета занимает центральное место в государственных финансах из-за центрального положения бюджета по отношению к другим звеньям.[2]
Государственный бюджет с точки зрения хозяйствующего субъекта может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, А с точки зрения законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.[4]
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.
Благодаря первому происходит концентрация средств в руках государства и их использование для удовлетворения государственных потребностей; второй позволяет узнать, в какой степени финансовые ресурсы предоставляются в распоряжение государства своевременно и в полном объеме, как пропорции в распределении и распределении финансовых ресурсов.
1.2.Функции бюджета и их содержание
Бюджет как экономическая категория более специфичен, чем довольно абстрактная категория государственных финансов, содержание которой проявляется только в двух функциях – формировании и использовании денежных средств (доходов). Можно выделить следующие функции, раскрывающие современное содержание сложной экономико-правовой категории бюджета.
1.макроэкономическая, или перераспределительная, функция определяется общественным назначением бюджета как интегрированного регулятора экономики, воздействие которого на экономику осуществляется на неэквивалентном, межсекторальном, межтерриториальном уровне группами населения – в соответствии с политикой перераспределения финансовых потоков.
Проводя определенную политику в отношении доходов и расходов, правительства стремятся обеспечить устойчивое развитие всех секторов экономики и социальной сферы, смягчая «сбои рынка», неравенство в распределении доходов населения и отдельных территорий.
Осуществляя смешанное государственно-частное финансирование крупных проектов, государство влияет в своей политике в отношении доходов и расходов на направление частного капитала в приоритетные отрасли экономики и проекты, депрессивные регионы, проводит антиинфляционные мероприятия и обеспечивает эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов от государства.
2. Функция институционализации общественных преференций, фактически новая для российской финансовой теории, является следствием демократизации общества, когда принятию закона о бюджете обязательно предшествуют общие парламентские слушания, в которых принимают участие депутаты, представляющие разные группы населения, и, как следствие, различных интересов и точек зрения избирателей и их общественных предпочтений.
В ходе парламентских дебатов по проекту бюджета, представленному правительством, эти преференции выражаются в конкретных поправках (показателях) к бюджету.
В условиях СССР такие обсуждения практически отсутствовали, а функции депутатов сводились в основном к «поиску резервов «в доходах бюджета, обычно заблаговременно» подготавливаемых " Министерством финансов. В демократическом обществе, каким является Россия сегодня, формат принятия бюджета позволяет отразить законодательные предпочтения не только элиты, но и других групп населения, достичь определенного компромисса предпочтений при законодательном утверждении бюджета. Естественно, институционализация социальных предпочтений зависит от активности населения, от формирования достаточно представительных партий, которые ценят голоса своих избирателей.[1]
3. информационная функция бюджета имеет решающее значение для всех экономических агентов, поскольку утверждение параметров бюджета, способов ограничения трансформации денежных активов государства в его расходные обязательства определяет экономическое поведение корпоративного сектора, от получателей бюджетных средств до всех субъектов экономической деятельности. [5]
Сами параметры бюджета, прогнозные значения инфляции, принятые для бюджетного финансирования программы на всех уровнях, являются информационными сигналами для принятия финансовых решений хозяйствующими субъектами, определяют деловую активность и социальное поведение граждан.
4.функция бюджетного контроля позволяет четко отслеживать движение денежных средств и финансовых потоков, поступление доходов в бюджеты всех уровней, создает общественные условия для государственного контроля за своевременным и эффективным исполнением всех расходных обязательств.